Мельницы Кеи

В Русском музее в Санкт-Петербурге хранится замечательная картина знаменитого художника-мариниста Ивана Айвазовского «Ветряная мельница на берегу моря». Полотно было создано в 1837 году, то есть в год, когда художник окончил свое обучение в Академии художеств. На картине мы видим довольно обветшалую мельницу и людей, работающих на ней. Вдалеке, на заднем плане, еще одна ветряная мельница. В свое время они не были редкостью на морских берегах и украшали собой и без того прекрасные пейзажи. Иван Айвазовский, Русский музей, Санкт-Петербург, мельница, море

Ветряные мельницы были широко распространены на архипелаге Киклады, по сей день продолжая являться одним из его символов. Когда-то их было здесь около шестисот.

Культура строительства мельниц появилась в Греции в XII-XIII веках. Возведение каждой мельницы было столь долгим и трудоемким процессом, что некоторые источники сравнивают его со строительством корабля. И то, и другое для островных жителей имело огромное значение. Строительство начиналось после тщательного подбора места, на котором ничто не должно было мешать знаменитым северным ветрам Эгейского моря делать свое дело — вращать лопасти будущей мельницы. Вершины холмов, оконечности мысов, уходящих в море, выходы из оврагов и каньонов оказывались наиболее предпочтительны для этой задачи. Немаловажна была и доступность мельниц. Они должны были располагаться не слишком далеко от селений — в местах, доступных вьючным животным, в основном вечным трудягам — осликам.

Основной вид мельниц на Кикладах — каменные башни круглой формы с вращающейся верхней частью и соломенной крышей. Знаком готовности к помолу был сигнал в виде одной развернутой лопасти мельницы. В счет платы за помол бралась десятина муки, так называемый «аксай». При постоянном ветре мельница могла работать круглые сутки, перерабатывая в час от 20 до 70 кг зерна.

Ходят слухи, что мельники были приветливыми людьми и славными рассказчиками. Может, из-за этого, а может, просто в ожидании помола у мельниц собирались люди, делились новостями, пели песни и танцевали.

К огромному сожалению, время неумолимо. Мельницы, как орудие труда, ушли в прошлое. С ними ушли в прошлое и мельники. Оставшиеся без надзора каменные гиганты разрушаются и ветшают от ветров, которые когда-то дарили им движение и жизнь. Части мельниц повезло: они сохранены как объекты, привлекающие туристов. В них порой устраивают кафе и ресторанчики. Остальные, потерявшие и крылья, и верхнюю поворотную часть, доживают свой век в забвении.

На острове Кея на горе Иулида когда-то вертели своими крыльями неподалеку друг от друга сразу 26 мельниц. И хотя ныне от большинства из них сохранились лишь остовы, мы, посмотрев их, обязательно подставим свои лица морскому северному ветру, и, быть может, он напоет нам о былом величии этого места.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Яндекс