Фотофильтры

В этой заметке мы постараемся в краткой форме дать необходимые знания о фильтрах, которые могут пригодится в наших фототурах для съемок и на берегу, и на яхте в море.

Если у вас несколько объективов, вы можете взять комплект фильтров на объектив с самым большим посадочным диаметром резьбы. Докупив дополнительно легкие дюралевые переходные кольца, вы обеспечите возможность установки фильтров из этого комплекта и на все остальные объективы. Это не касается только УФ фильтра, являющегося неизменным атрибутом каждого объектива.

Ультрафиолетовый фильтр

Ультрафиолетовый фильтр выполняет сразу несколько функций — отсекает ультрафиолетовый спектр, в некоторой степени уменьшая синеву снимков при интенсивном солнечном излучении, повышает контраст изображения и защищает переднюю линзу от загрязнений и механических повреждений.

Этим типом фильтра крайне желательно снабдить объектив сразу же после его покупки.

При покупке стоит обратить внимание на буквенные обозначения на упаковке фильтра:

UV — ультрафиолетовый.

MC — мультипросветление.

WPC (water proof coat) — водозащитное покрытие.

Digital — разработан для цифровой фототехники.

По возможности берите фильтр с тонкой оправой, особенно на широкоугольные объективы. Это поможет избежать виньетирования при накручивании других фильтров поверх ультрафиолетового.

 

Нейтрально-серый фильтр (ND)

Нейтрально-серый фильтр снижает световой поток без изменения цветовых характеристик объекта съемки. Он применяется для увеличения экспозиции в пейзажной, студийной и других видах съемок. Нейтрально-серый фильтр помогает получить эффектные снимки при наличии динамических объектов в кадре в дневное время и при ярком солнечном освещении. С его использованием наиболее популярна съемка текущей воды.

Нейтрально-серый фильтр выпускается в различных модификациях, отличающихся друг от друга пропускной способностью светового потока. Кратность нейтрально-серых фильтров колеблется от 2 до 400. Для использования в фотоэкспедиции могут понадобиться фильтры с кратностью 4x или 8x, снижающие экспозицию соответственно в 4 и 8 раз. Затемнение обоих фильтров не является препятствием при использовании автофокуса. Более плотные фильтры могут применяться для получения так называемого эффекта «мертвого города», когда из-за длительной выдержки движущиеся объекты не успевают запечатлеться на фотографии. Такие фильтры следует с осторожностью применять на камерах, которым конструктивно свойственно появление цифровых шумов при длительных выдержках. Следует помнить, что у большинства камер самая большая предустановленная выдержка — 30 сек. Для получения более длительной экспозиции следует воспользоваться пультом и секундомером.

В большинстве случаев использование нейтрально-серого фильтра подразумевает съемку со штатива из-за достаточно длительных выдержек.

Нейтрально-серые фильтры накручиваются непосредственно на объектив или поверх защитного или ультрафиолетового фильтра.

Внимание! При накручивании фильтров друг на друга убедитесь, что при съемке на широком угле у вас не появляется виньетирование. По возможности покупайте фильтры в слим-оправе.

 

Поляризационный фильтр (поляризатор)

Поляризационный фильтр является непременным атрибутом каждого пейзажного фотографа. Назначение фильтра — отсекать часть спектра поляризованных волн, отражающихся от объектов съемки.

Он представляет собой два фильтра из поляризационного стекла, объединенных в одной оправе и вращающихся относительно друг друга по одной оси. Фильтр обладает переменной плотностью и требует увеличения экспозиции. Поляризационный фильтр не меняет цветовой баланс снимка.

Регулировка эффекта поляризации достигается путем вращения одной части фильтра относительно другой.

Если не углубляться в физику световых волн и поляризационных решеток, то, применяя этот фильтр, вы получите следующие основные эффекты:

— небо станет более синим, а облака — более белыми и контрастными;

— цвета на снимке получатся более насыщенными и яркими,

— исчезнут блики на воде и стекле.

При использовании поляризационного фильтра нужно помнить несколько простых правил:

— Фильтр работает только при направленном солнечном освещении, когда солнечные лучи проходят через него под углом менее 90 градусов относительно фокальной плоскости.

— В облачную погоду и при рассеянном свете фильтр не работает.

— Использование фильтра требует внимания при съемке больших участков неба. Часть затемнения может резко выделяться по сравнению с другими, более светлыми участками, особенно при съемке широкоугольным объективом.

— Поляризационный фильтр не применяется при съемке панорам.

— Если передняя часть вашего объектива вращается при зуммировании или наводке на резкость, возникнут значительные трудности в настройке фильтра.

— Одетая на объектив бленда затруднит работу с поляризационным фильтром.

— Не используйте поляризационный фильтр под максимальным углом поляризации. Это придаст снимкам неестественность.

 

Градиентный светофильтр

Градиентный светофильтр представляет собой пластину из стекла или оптического пластика, окрашенную с одной стороны и полностью прозрачную с другой. Окрашенная часть имеет наибольшую плотность у края фильтра, которая снижается до нуля у середины или у другого края. Градиентные фильтры бывают двух видов: нейтрально-серые и цветные оттеняющие.

Градиентные фильтры помогают снизить световой контраст (разницу в освещенности) между отдельными участками снимка. Наиболее часто они применяются в пейзажной съемке, когда существует перепад яркостей между верхней и нижней частями снимка — небом и землей — более чем на 3-4 ступени.

Для фиксации пластины с градиентным фильтром на объектив требуется система фирмы Cokin или ее аналог, состоящая из кольцевого адаптера под резьбу объектива и держателя, в который можно одновременно поставить до 4-х фильтров различного назначения.

Существуют также и круглые градиентные фильтры, которые проигрывают описываемой системе, т.к. в последней можно менять положение пластины в держателе и тем самым более тонко регулировать градиент относительно снимаемой сцены.

 

Фильтры выпускаются множеством производителей и могут сильно варьироваться по стоимости. Брать ли самый дорогой, решать вам самим. Наши же рекомендации — не гнаться за самыми дешевыми. Поговорка «Скупой платит дважды» в данном случае вполне применима. В первую очередь обращайте внимание на фильтры следующих производителей: B+W, Hoya, Marumi, Kenko.

Также следует предпочесть фильтры, в которых стекло впрессовано или вклеено в оправу, а не закреплено в ней разрезной пружиной. Последние имеют свойство пропускать влагу и пыль.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Яндекс